Исследование

Разработка моделей и механизмов устойчивого социально-экономического и экологического развития муниципальных территорий Республики Мордовия с учетом их пространственной дифференциации


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-410-130002/18
Срок реализации
2018 - 2019
Финансирование по годам
(нет записей)

Исполнители:


Стратегические цели развития России могут быть достигнуты при условии поступательного устойчивого развития каждого региона страны. Проблемам устойчивого развития уделяется большое внимание в мировой науке и практике. На национальном и отраслевом уровне в Российской Федерации принимаются нормативно-правовые акты, способствующие решению острых проблем социально-экономического и экологического развития, но их реализация на региональном и локальном уровне не осуществляется в силу объективных и субъективных причин. Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются субъекты РФ и муниципалитеты в своем развитии, является высокое пространственное неравенство, которое часто выступает барьером экономического роста и устойчивого развития при унифицированном подходе к управлению ими.
Данное обстоятельство диктует необходимость разработки моделей устойчивого развития территорий (субъектов РФ и муниципалитетов) как локальных сложных эколого-социально-экономических систем, выявления основных типов территорий, присущих им проблем, состава и структуры имеющегося потенциала и факторов развития. Республика Мордовия является регионом с высоким уровнем исторически сложившегося пространственного социально-экономического неравенства, преодоление которого требует глубокого научного обоснования. Необходима разработка научного инструментария для формирования и реализации региональной политики устойчивого развития и выравнивания межрегионального (между районами, а внутри них – между городскими и сельскими поселениями) диспаритета, включающего мониторинг, приоритеты, институты и механизмы устойчивого эколого-социально-экономического развития территорий республики, включая необходимые меры государственной поддержки и оценку эффективности деятельности органов муниципального управления. Кроме этого, в проекте предстоит разработать типологию территорий с учетом базовых признаков их разнообразия и факторов развития, типовые стратегии с учетом потенциалов роста и активизации государственно-частного и муниципально-частного партнерства в целях консолидации финансовых ресурсов для обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности территории (поселения, района, республики).



Коваленко Е.Г.

6 мая 2019 г. Коваленко Е.Г. Отчет № 1 (по состоянию на 1 апреля 2019 г.)

В целях формирования методологии и инструментария исследования пространственного развития муниципальных образований, разработки методических подходов к обоснованию моделей и механизмов их устойчивого развития на 1 этапе исследования проводилась следующая работа:

1) изучение научных трудов отечественных и зарубежных ученых по пространственному социально-экономическому развитию на региональном уровне, влиянию государства и органов местного самоуправления на основные процессы;

2) сбор и систематизация нормативно-правовой, статистической, отчетной и плановой информации по социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Мордовия, изучение интернет ресурсов органов власти для поиска необходимых для исследования данных;

3) проведение анализа потенциала и тенденций развития муниципальных образований Республики Мордовия, оценки уровня их дифференциации и конкурентоспособности.

Основной акцент в теоретическом исследовании был сделан на современном раз-витии классических теорий организации пространства, а именно теории центральных мест В. Кристаллера, теории организации экономического пространства А. Леша, концепции «полюсов роста» Ф. Перру, кластерной модели М. Портера. В современной практике их идеи реализуются в создании свободных экономических зон, территорий опережающего развития, технополисов, технопарков, инновационных кластеров и др. Следует отметить, что не всегда их организация научно обоснована, часто схематична, преследует конъюнктурные цели. Это свидетельствует об отставании в развитии теории регионального управления от практики реформирования экономики регионов, а происходящее в стране смещение экономических реформ на региональный уровень без необходимой квалификации руководителей и необходимой теоретической проработки приводят к нарастанию командного, авторитарного управления, субъективизма и упрощенного подхода к сложным социально-экономическим процессам, происходящим в регионе.

Центральное место в научной работе уделено целенаправленному воздействию государства на прогрессивные изменения в территориальной организации общества на национальном, региональном и местном уровнях через систему государственного регулирования или специально организуемые государством системные действия по оптимизации расселения, размещения на территориях объектов экономики, социальной сферы, энергетической, транспортной и иных инфраструктур, их эффективного функционирования в целях улучшения уровня и качества жизни граждан. Управление устойчивым развитием территорий диктует необходимость учета специфики каждого региона, а также расширения спектра косвенных методов регулирования экономики вследствие преобладания частного капитала в важнейших производящих отраслях, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, поскольку без этого обеспечить конкурентоспособность региона невозможно.

В рамках проведенного исследования проанализированы методологические подходы к организации проектов ГЧП и МЧП в регионах России и за рубежом. Анализ практики применения механизмов ГЧП и МЧП в странах ЕС позволил выявить, что лидерами в данной области являются Франция и Великобритания. В отраслевом разрезе по количеству проектов ГЧП лидирует сфера образования, а по стоимостному выражению – транспортный сектор. Россия по уровню развития механизмов ГЧП находится на этапе «зарождения», что объясняется неразвитостью институциональной среды, отсутствием опыта, необходимостью повышения открытости и создания комфортной среды для потенциальных инфраструктурных проектов. К регионам-лидерам по данному направлению можно отнести: Самарскую область, г. Москву и Московскую область, г. Санкт-Петербург, Нижегородскую область, Республику Башкортостан. К ключевым проблемам использования механизма государственно-частного партнерства в России относятся: недостаточный уровень развития бюджетных и финансовых механизмов для эффективной реализации проектов ГЧП; финансовые ограничения ГЧП, неполное соответствие международным условиям  привлечения инвестиций от коммерческого сектора;  отсутствие сформированного рынка проектов ГЧП; формальные ограничения сумм финансирования проектов и другие. Для их решения необходимо использование в  развитии механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства комплексного подхода, который позволит достичь баланса интересов всех субъектов экономической деятельности.

Объектом  исследования данного проекта является система муниципального управления Республики Мордовия, состоящая из 1 городского округа и 22 муниципальных районов, включающих 17 городских и 354 сельских поселений. Собраны данные муниципальной статистики за 2008-2017 гг. доклады по оценке деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов республики, стратегии социально-экономического развития муниципальных образований до 2025 года. Статистические данные, характеризующие экономическое и социальное положение республики за анализируемый период, свидетельствуют, в основном, о положительных тенденциях: сохранением позитивных тенденций в промышленном секторе экономики, сельском хозяйстве, на потребительском рынке; высоким ростом объемов строительных работ, отражающим стабильную инвестиционную активность в экономике; установлением стабильной ситуации на рынке труда и снижением уровня безработицы. Обеспечен рост среднедушевых денежных доходов и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. 

Проведена оценка уровня дифференциации  (неравенства) муниципальных образований, которая значительна как по размерам (территории и численности населения), демографии, так и по экономическому и социальному состоянию  (например, по данным 2017 г. инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения различались в 91,3 раза, объем собственных доходов бюджета в расчете на душу населения и доля  работников в численности трудоспособного населения – в 2,9 раза, общий коэффициент естественной убыли в расчете на 1000 человек – в 33,6 раза). По ряду показателей неравенство муниципальных образований увеличивается.  Особенно резкие различия сохраняются в сравнении городской и сельской местности: наиболее существенны они в уровне оснащенности учреждений социальной инфраструктуры и качестве оказываемых услуг, их труднодоступности на селе; снижение качества сельской жизненной среды (благо-устройство территорий, состояние сферы услуг) и т.д. Также стоит отметить моноотраслевой характер сельской экономики в отличии от города и высокую миграцию сельского населения республики в город. Для выявления сходных тенденций и существенных различий был применен кластерный анализ, который позволяет разбить изучаемую совокупность объектов на группы «сходных» объектов. На основе графического представления процедуры кластерного анализа были определены количество и состав типов муниципальных районов Республики  Мордовия (было выделено 4 группы).

Решить проблему устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований невозможно без эффективной деятельности всех органов местного самоуправления, поэтому в проекте предусмотрено изучение методологического подхода и методического инструментария оценки, действующих в стране, их применения в Республике Мордовия. Проведено исследование эволюции развития оценки эффективности в Российской Федерации, начиная с единичных региональных инициатив (в Республике Бурятия, Ивановской области, Пермском крае), а также повсеместно внедренным и функционирующем на протяжении 11-летнего периода механизмом оценки местной власти с произошедшими изменениями в части количества и структуры показателей, методики мониторинга эффективности, расчета комплексного показателя оценки. Действующая в России модель оценки эффективности является системой унифицированного типа, поскольку набор показателей оценки эффективности един для всех муниципальных образований без учета их специфики, с пассивным способом формирования (так как инициатива о внедрении оценки эффективности ОМСУ была спущена «сверху»). Констатируется, что такая модель не является действенным механизмом в процессе управления территориальным развитием. 

Вскрыты основные недостатки применяемой методики, такие как: игнорирование функций пространственного развития подведомственных территорий локального (поселенческого) уровня; отсутствие учета индивидуальных особенностей муниципальных образований; зачастую отсутствие корреляции между характером показателя и изменениями в той сфере, которую данный показатель должен отображать; отсутствие процедуры управления эффективностью деятельности ОМСУ, одним из звеньев которой должны быть управленческие решения вырабатываемые на основе проведенной оценки эффективности.