Исследование

Исследование интенсивности изнашивания рабочих поверхностей деталей пар трения, формированных электроискровыми покрытиями


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ и правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-48-130003
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 1 900 000,00 ₽
Всего 1 900 000,00 ₽

Исполнители:



Нет записей



Нет записей

На работы по восстановлению изношенных деталей, обеспечению работоспособности подвижных соединений в различных условиях эксплуатации, снижению интенсивности различных видов изнашивания машин и механизмов в технически развитых странах ежегодно расходуется до 4.„5% национального дохода. На практике данная задача решается улучшением рабочих элементов за счет их изготовления из новых, композиционных материалов или модификацией уже существующих рабочих поверхностей пар трения, формированием на них различного рода износостойких покрытий. Одним из методов который позволяет изменять в широком диапазоне физико-механические свойства поверхностей пар трения, является электроискровая обработка.Предлагаемый проект фундаментальных научных исследований базируется на гипотезе о том, что применение метода электроискровой обработки для формирования на рабочих поверхностях пар трения гидроагрегатов позволит снизить интенсивность изнашивания в 1,3-1,4 раза и обеспечить 100 % межремонтный ресурс агрегатов.Новизна предлагаемых фундаментальных исследований заключается в снижении интенсивности изнашивания поверхностей пар трения, за счет выбора материалов наносимых электроискровых покрытий с учетом основных положений молекулярно-механической теории трения. Фундаментальная научная работа в рамках заявленного проекта предполагает к концу 2020 года получение следующих результатов.

  1. Систематизированный анализ данных по электроискровой обработке и перспективные пути развития электроискровых технологий.
  2. Повышение износостойкости рабочих поверхностей пар трения гидроагрегатов на основе исследования микрогеометрических, механических, фрикционных и триботехнических свойств формируемых электроискровых покрытий.
  3. Оценка эффективности электроискровых покрытий по результатам лабораторных испытаний на износостойкость поверхностей пар трения.

Научная значимость проекта заключается в установлении взаимосвязи между интенсивностью изнашивания и микрогеометрическими, механическими, фрикционными и триботехническими свойств формируемых электроискровых покрытий. На основании полученных данных могут быть разработаны новые или усовершенствованы уже существующие технологии восстановления поверхностей пар трения гидроагрегатов.


Итоговый отчет (аннотация)

Проведен анализ методов формирования покрытий на рабочих поверхностях пар трения деталей машин основанных на использовании источников концентрированной энергии. Исследования, проведенные в рамках первого этапа выполнения НИР, позволили установить различные источники концентрированной энергии с наибольшей плотностью энергии в пятне контакта и температурой в плазмы. По нашему мнению, одним из перспективных методов формирования на рабочих поверхностях пар трения деталей машин износостойких покрытий является электроискровая обработка. Исследован современный уровень развития электроискровой обработки в т.ч.: электродных материалов и технических средств, применяемых для нанесения электроискровых покрытий. Выработаны дальнейшие пути развития электроискровой технологии.Собственные исследования и исследования ряда авторов показывают важную роль в процессе электроискровой эрозии электродов играют тепло Джоуля-Ленца, электродинамические силы и механическое разрушение. Наиболее полно процесс ЭИО описывает обобщенная модель Верхотурова А.Д. которая была принята за основу при исследовании механизма электрической эрозии электродов.На основе теоретических изысканий механизма формирования покрытий с контактным началом разряда электродов предложен новый механизм переноса материала анода на поверхность детали, где принципиальным отличием является то, что эрозия в первой фазе разряда в момент касания электродов составляет не более 10 %, а остальные 90…100 % эрозии происходят во второй фазе, когда между электродами создается плазменный промежуток.Методами подобия и анализа размерности разработана математическая модель эрозионной стойкости материалов анода и катода, которая отражает влияние на процесс эрозии и формирования покрытий 14 исходных размерных переменных, включающих электрические и кинематические параметры электроискровой установки, теплофизические и механические характеристики материалов электродов, их размеры, параметры микрогеометрии поверхностей анода и катода в зоне контакта, нагрузки на электроды, а также положение металла электрода в соответствующей группе таблицы Менделеева.Разработаны и апробированы методики по оценке микрогеометрических, механических, фрикционных и триботехнических свойств формируемых электроискровых покрытий с использованием современных комплексов лабораторных исследований.По результатам проведенных исследований опубликовано 5 научных работ. Из них в изданиях, включенных в перечень ВАК - 2 и WebofScience – 1. Подготовлены и переданы в издательства 2 публикации.Получено ноу-хау «Способ формирования толстослойных электроискровых покрытий повышенной сплошности». Распоряжение проректора по научной работе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» Сенина П.В. № 102-р от 30.08.2019г.

Отчет по состоянию на 1 июля 2019 г.

Разработаны методики лабораторных исследований по оценке микрогеометрических, механических, фрикционных и триботехнических свойств формируемых электроискровых покрытий. Проведены исследования эрозионной стойкости электродных материалов из высокоуглеродистых сталей при ручной электроискровой обработке.

Отчет по состоянию на 1 апреля 2019 г.

В отчетный период проведен анализ методов формирования покрытий на рабочих поверхностях пар трения деталей машин основанных на использовании источников концентрированной энергии. Данный анализ показал ,что эксплуатационная надежность пар трения деталей машин и механизмов в значительной степени зависит от свойств поверхностного слоя рабочих поверхностей. При этом необходимо учитывать, что решающее значение при формировании структуры слоя имеют энергетическая способность взаимодействия насыщающего элемента, физико-химическая природа насыщающей среды и механизм фазовых превращений. Широкие перспективы, в этой связи, открывает технологическое обеспечение износостойкости металлических поверхностей на основе электрофизических способов упрочнения и восстановления с использованием высокоэнергетических концентрированных потоков энергии. Исследование проведенное на 1 этапе выполнения НИР позволило установить, различные источники концентрированной энергии с наибольшей плотностью энергии в пятне контакта. Наибольший интерес представляют методы с плотностью энергии в пятне контакта 1×10Вт/мм2 и более и  температуре в зоны обработки не менее 10000 К. По нашему мнению наиболее перспективными методами формирования на рабочих поверхностях пар трения деталей машин износостойких покрытий являются лазерные технологии и электроискровая обработка. Проведены предварительные исследования эрозионной стойкости электродных материалов из высокоуглеродистых сталей при ручной электроискровой обработке. По результатам проведенных исследований изданы 4 публикации. Подготовлены и переданы в издательства 1 публикация в изданиях, индексируемых иностранными организациями (Web of Science, Scopus) и 2 публикации из перечня ВАК РФ.  Издание публикаций планируются на июнь-август 2019г.