Исследование

"Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)"


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-411-130012
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 600 000,00 ₽
Всего 600 000,00 ₽

Исполнители:


Сегодня на общегосударственном уровне уделяется огромное внимание продвижению имиджа страны, но для эффективной коммуникативной стратегии необходимо развитие имиджа отдельных территорий, нахождение ресурсов выделения себя в среде подобных. Имидж страны, помимо имиджа центральной власти, имиджа российской экономики, имиджа Вооруженных сил и мн. др., включает в себя и совокупный имидж своих регионов.
Регионам же успешно сконструированный имидж позволяет более эффективно лоббировать свои интересы, привлекать к себе внимание, способствовать не только формированию благополучного инвестиционного климата и региональной экономики, но и наладить особые политические связи между центром и регионом. Для субъекта Федерации это особенно важно, поскольку представляет поле борьбы за «кредит доверия» к региональной власти, что дает возможность получить дополнительные ресурсы для развития региона, обеспечив целевым проектам ту или иную форму поддержки. 
Новизна исследования заключается в том, что данный исследовательский проект позволит комплексно изучить имидж Республики Мордовия, используя методологию и инструментарий, прежде всего политической имиджелогии. 
В результате будет проведен картоаж имиджа республики (на основе ситуационного анализа, контент-анализа, когнитивного картирования, экспертного опроса) и определены: 1) объективный имидж – впечатление о регионе сложившиеся у общественности на локальном и национальном уровнях; 2) субъективный имидж –представление органов государственной власти и управления о том, как воспринимают граждане имидж региона и представление граждан, каким их регион видится за его пределами; 3) конструируемый имидж – образ, который пытается создать команда главы региона. Будут выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT-анализ) имиджевой стратегии региона и составлена имидж-карта региона (на основе экспертного опроса, фокус-групповых исследований), включающая базовые имиджеобразующие факторы (геополитические и географические особенности; характер политической ситуации, международные и межрегиональные отношения региона; ситуация в социальной сфере; специфика историко-культурных традиций; национальное, этноконфессиональное своеобразие региона; имиджевая политика как составляющая политики информационной; качество человеческого потенциала (роль лидера региона); внешняя атрибутика (гербы, флаги, эмблемы и т.п.) и др.). Будет произведена оценка имиджевой политики и роли отдельных институтов и акторов в ее реализации. В результате будут выработаны рекомендации органам государственной власти и управления по оптимизации имиджевой стратегии региона. 
Также результаты исследования будут опубликованы в серии научных статей в высокорейтинговых научных изданиях; представлены в докладах на всероссийских и международных научных конференциях.
Целенаправленное формирование и поддержание благоприятного имиджа будет способствовать решению важных социально-экономических проблем региона и способствовать его устойчивому развитию. Поэтому необходимы системные усилия региональной власти, исследовательского сообщества и гражданского общества по активному изучению и продвижению регионального имиджа в каналах коммуникации.

Powered by Froala Editor



Напалкова И.Г.

Отчет по проекту по состоянию на 1 апреля 2019 г.

В рамках исследования :
1) Проведен теоретико-методологический анализ имиджа территорий: изучены подходы к определению понятия "имидж" в целом  и имидж территории в частности.

2) Выделены основные имиджеобразующие элементы,  среди них: природно-географические характеристики; тенденции и направленность развития политической сферы; уровень и характер реализуемой информационной политики; уровень развития региональной экономики и его инвестиционный потенциал; межрегиональные и международные отношения; состояние социально-демографической сферы; самобытность историко-культурных традиций; этнонациональное и этноконфессиональное своеобразие региона; 

3) Изучены технологии конструирования имиджа региона, прежде всего инструменты маркетинговой коммуникации: реклама территорий, событийный PR, брендинг территорий, медиарилейшнз. Актуализирована значимость использования всего спектра коммуникативного пространства, в т. ч. символической, мифологической, визуальной, событийной, коммуникативной составляющих для продвижения позитивного образа региона в сознании общественности. 

4) Разработана программа и инструментарий комплексного политологического исследования "Республика Мордовия в фокусе прикладной имиджелогии". В качестве объекта исследования определен имидж региона целенаправленно создаваемый образ, наделяющий политический объект (в нашем случае регион) определенными социальными и политическими ценностями и способствующий более эмоциональному его восприятию. 

5) Проведены 2 фокус-групповых исследования. Территориальные рамки: Республика Мордовия. Специфика формирования групп: гомогенные (по месту проживания). Социально-демографические характеристики участников: национальность, пол, возраст, статус, место проживания.

6) Проведен экспертный опрос. Экспертами выступили компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете исследования, соответствующие реестру качеств, определенному Программой исследования.

7) Определены ключевые направления SWOT-анализа, которые представлены рассмотрением и анализом имиджеобразующих факторов РМ. 

8) Подготовлены к публикации 4 научных статьи в высокорейтинговых научных изданиях: "Имидж главы региона как элемент имиджа территории (на примере Республики Мордовии)" (авторы Казакова М. Н., Напалкова И. Г., Ломакина А.С.), "Исследование имиджа территории: практика прикладного анализа" (авторы Л. А. Зайцева, И. Г. Напалкова), "Республика Мордовия: дескрипция имиджевого бэкграунда" (авторы Напалкова И.Г., Десяев Д.Г.), "Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия)" (авторы Напалкова И.Г., Десяев Д.Г.).

9) Опубликована 1 статья по результатам исследования: Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 404–413. DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429 

10) Представлены 2 доклада с результатами исследования на международных научных конференциях: "Высшее образование как инструмент формирования конструктивного имиджа региона (на примере Республики Мордовия" (Международная научно-практическая конференция «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья», Чита, 6-7 мая 2019 г. Докладчик: Напалкова И.Г.),  "Культурно-исторический бекграунд и развитие туризма в провинциальных городах (на примере Республики Мордовия)" (6-я Международная научно-практическая конференция "Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность", Брянск, 17-18 мая 2019 г. Докладчик: М. Н. Казакова).

Powered by Froala Editor

Powered by Froala Editor

Powered by Froala Editor