Итоговый отчет (аннотация)
Проведен контент-анализ 39 медиаканалов Мордовии: 9 печатных СМИ Мордовии, 9 их интернет-версий и 21 локального городского интернет-сообщества социальной сети «ВКонтакте» (по 3 сообщества в 7 городах Мордовии). Исследование проводилось с 1 января по 30 июня 2019 г. В процессе сбора информации было зафиксировано 966 записей в печатных СМИ, 360 — в онлайн-версиях газет и 1 017 — в локальных городских сетевых сообществах, характеризующих города Мордовии. Материалы исследований докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Современный город: власть, управление, экономика. Современный город как объект публичного управления» (Пермь, 11—12 апреля 2019 г.), сборник научных статей по итогам работы конференции находится в печати. По результатам исследования опубликовано 2 статьи в журналах из списка ВАК.Все города Мордовии имеют богатую историю и почти равные исходные данные для формирования идентичности. Однако СМИ большинства городов Республики Мордовия пока не отражают их в достаточной степени сформированного имиджа. Наиболее четко выражена идентичность Саранска, Рузаевки и Темникова, самым размытым оказался образ Ардатова. В репрезентации всех городов присутствует общая характерная черта — размещение публикаций, указывающих на проведенную или предстоящую работу по благоустройству, а также описывающих известных земляков. В остальном репрезентация каждого города Мордовии имеет свои специфические черты.Результаты проведенного исследования локальных городских интернет-сообществ показали, что пользователи в основном ориентированы на освещение негативных сторон жизни города. Однако прослеживается следующая тенденция: с увеличением количества участников локальных городских сообществ увеличивается доля положительных и нейтральных характеристик; спектр оценок становится более разнообразным, т.е. пользователи становятся объективнее в своих оценках и высказываниях.Судя по результатам анализа высказываний в социальной сети, всем городам Мордовии свойствен нарратив упадка. Это состояние обусловлено отсутствием рабочих мест, маятниковой и трудовой миграцией наиболее активных и предприимчивых жителей, низким качеством жизни, отсутствием условий для воспитания детей и невозможностью самореализации. Пользователи социальной сети воспринимают родной город не просто как место проживания, а как территорию, в которой должны быть созданы необходимые условия для полноценной жизни и личностной самореализации. Экономические проблемы жители городов решают с помощью маятниковой или трудовой миграции.Контент-анализ популярных групп «ВКонтакте» выявил характерную для городов республики проблему — взаимоотношение руководителей города и горожан. Анализ показал, что для интернет-пользователей свойственны неприязнь и непонимание действий администрации. Это свидетельствует об ослаблении вертикали, связывающей руководство города и горожан. Для того чтобы ее укрепить, необходимы поиск новых форм взаимодействия с населением, выход в медиапространство, популяризация предпринимаемых действий в локальных городских интернет-сообществах в социальных сетях (а не только на официальном сайте администрации города), активное участие в полемике, возникающей в интернет-пространстве.Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что власти региона, используя возможности печатных и электронных СМИ, прикладывают огромные усилия для того, чтобы сформировать положительный облик городов Мордовии. Во всех печатных СМИ и их интернет-версиях прослеживается преобладание позитивных оценок, в то время как для локальных городских интернет-сообществ характерна противоположная
тенденция. Пользователи социальной сети преимущественно делают критические замечания о жизни города, они склонны видеть и активно обсуждать скорее негативные ее стороны, чем позитивные.Сравнение объемов выборочной совокупности показало, что при переходе в онлайн-пространство редакции газет стремятся к лаконичности за счет сокращения оценочных характеристик. Количество лингвистических единиц анализа, зафиксированных в печатных СМИ, в 3 раза превышает их количество в интернет-версиях.Как показал анализ, средства массовой коммуникации Мордовии в настоящий момент позволяют составить портрет города - определить его значимые места и знаменитых уроженцев, раскрыть планы по развитию и устойчивые стереотипы, получить сведения о главных достижениях и проблемах, требующих оперативного решения.Основу для формирования положительной идентичности городов Мордовии составляют высокая степень укорененности горожан, богатое историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал. Для дальнейшего развития этого направления необходимы исследования по поиску общих ценностей, смыслов, разделяемых городским сообществом, и поддержанию его уникальности.