Исследование

Социальное пространство рынка труда Республики Мордовия: самозанятость молодежи


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство РМ
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-411-130016 р_а
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 400 000,00 ₽
Всего 400 000,00 ₽

Исполнители:



Нет записей



Нет записей

Социальное пространство современного российского рынка труда характеризуется возрастающим динамизмом изменений. Его структура становится более дифференцированной, аморфной, дестандартизированной. Все более отчетливо проявляется тенденция к гибкости занятости, расширяются масштабы неполной занятости и самозанятости. Указанные изменения имеют противоречивые социальные последствия.
В частности, самозанятость имеет потенциал важнейшего социального ресурса, способствующего реализации творческой и предпринимательской активности индивида, его деятельностного потенциала. Вместе с тем соответствующие социальные практики реализуются вне сложившихся институциональных условий.
Одним из важнейших агентов социальных практик самозанятости является молодежь. Эта социальная группа характеризуется такими важнейшими качествами субъектности как способность интернализировать инновации и активность в интеграции в социально-профессиональную структуру общества. При этом молодежь в силу «транзитности» социального статуса имеет неустойчивое положение на рынке труда, выражающееся в высокой доле безработицы, практиках прекариата и др.
На региональных рынках труда указанные изменения имеют специфический характер, поскольку накладываются на локальные социокультурные и социально-экономические особенности региона.
В связи с этим весьма актуальным является исследование института самозанятости молодежи в контексте места и роли в социальном пространстве регионального рынка труда.
Цель проекта – выявить ключевые характеристики самозанятости молодежи (факторы, виды, формы проявления, функции, ценности, мотивы и идентификации социальной группы), закономерности функционирования в социальном пространстве регионального рынка труда и способы интеграции в его структуру.
Объект исследования – молодежь Республики Мордовия (в возрасте от 18 до 35 лет).
Выбор Мордовии в качестве региона для проведения исследования обусловлен следующим несоответствием. Регион является крупным образовательным центром, обеспечивающим высокую долю учащихся и студентов в структуре населения, а также - выпуск кадров по широкому спектру направлений подготовки и квалификаций. В то же время республика характеризуется рынком труда с низкой емкостью, недостатком рабочих мест, неразвитым негосударственным сектором, распространенностью протекционистских моделей найма.
Эмпирическая база проекта будет сформирована посредством проведения количественных и качественных исследований. Изучение ключевых признаков и свойств молодежной самозанятости предполагает использование фокус-группового исследования, масштабов их распространенности – массового социологического опроса молодежи Республики Мордовия (n = 500).
По результатам исследований планируются публикации двух статей в журналах, включенных в перечень ВАК России, выступления на трех научно-практических конференциях (тезисы докладов).

Powered by Froala Editor

Powered by Froala Editor


Итоговый отчет (аннотация)

Социальное пространство современного российского рынка труда характеризуется возрастающим динамизмом изменений, его структура становится более дифференцированной и аморфной. Расширяются масштабы нестандартной, неустойчивой занятости, проявляющейся в том числе в практиках самозанятости. Указанные изменения имеют противоречивые социальные последствия, особенно на региональном уровне, где проблемы сохранения и воспроизводства человеческого капитала имеют важное значение. В этой связи особенно актуально исследование молодежных практик самозанятости как форм социальной интеграции и адаптации, выявление факторов распространения, структуры и масштабов молодежной самозанятости на региональном рынке труда. Самозанятость рассматривается как совокупность практик, объединяющих неформальную вторичную занятость не по найму, неформальную самозанятость (микробизнес без регистрации) и формальную самозанятость (официально зарегистрированное индивидуальное предпринимательство). На основе эмпирической базы, сформированной посредством массового социологического опроса молодежи Республики Мордовия (n = 474, 18-35 лет), выявлена широкая распространенность практик самозанятости (60 %). Наибольший удельный вес (43 %) принадлежит неформальной вторичной занятости не по найму, на долю неформальной самозанятости приходится 5 %, 8 % - официально зарегистрированные микропредприниматели. Исходя из социальных характеристик носителей теневых практик самозанятости раскрывается специфика факторной обусловленности каждой из них. В частности, указывается, что неформальная вторичная занятость наемных работников имеет вынужденный характер и является следствием масштабной прекаризации труда (низкая заработная плата, неполная занятость т. д.). Неформальная самозанятость, напротив, имеет скорее добровольный характер, обусловленный индивидуально-личностными особенностями ее представителей (стремление к свободе и независимости), которые актуализируются в ситуации неопределенности на рынке труда. Выявлены основные функции молодежной самозанятости на уровне региона: она снижает потенциальную напряженность на молодежном рынке труда, является инструментом сдерживания резкого падения уровня жизни и миграционного оттока молодежи, способствует развитию креативного/инновационного сектора экономики. Для усиления роли самозанятости в экономических процессах республики необходима стимуляция ее легальной, интеллектуально-инновационной и профессиональной составляющих.

Отчет по состоянию на 1 июля 2019 г.

Проведение массового опроса  молодежи Республики Мордовия (n= 500) (Касаткина Н.П., Шумкова Н.В., Лимкина Н.А.).
Описание результатов фокус-группового исследования в статье "Классика студенческой подработки: масштаб и факторы занятости репетиторством" (Касаткина Н.П., Шумкова Н.В., Сосина И.Е.)

Отчет по состоянию на 1 апреля 2019 г.

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы (Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова, Н. А. Лимкина).
Разработка программы исследования (Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова).
Проведение двух фокусированных групповых интервью с носителями практик самозанятости (Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова).
Представление результатов исследования на 3-х научных конференциях  (Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова, Н. А. Лимкина).

Powered by Froala Editor