Исследование

Роль исторической памяти в конструировании общегражданской идентичности молодежи: региональный аспект


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-411-130004 р_а
Срок реализации
2018 - 2019
Финансирование по годам
2018 850 000,00 ₽
Всего 850 000,00 ₽

Исполнители:


В условиях глобального развития мирового пространства особую актуальность приобретает проблема сохранения культурной и гражданской идентичности. Общая историческая память является символическим интегратором, обозначающим пространственное и временное единство членов общества, их коллективную идентичность. В современном медиапространстве формируются новые прочтения исторического прошлого, актуализируются новые смыслы, что не всегда соответствует исторической правде и часто ведет к ее искажению. Фальсификация исторического прошлого негативно влияет на формирование исторического сознания и исторической памяти молодежи, что в свою очередь может предопределять векторы конструирования общегражданской идентичности молодежного социума. В связи с этим актуальным представляется исследование влияния исторической памяти на процесс конструирования гражданской идентичности молодежи.
Цель проекта – определить роль исторической памяти и ее механизмы в конструировании общегражданской идентичности молодежи в регионе. Объект исследования – молодежь Республики Мордовия (в возрасте от 18 до 24 лет). Выбор Мордовии в качестве региона для проведения исследования обусловлен особенностями его исторического прошлого, позволяющими охарактеризовать влияние общегосударственных, локальных и этнических исторических нарративов и практик на формирование исторической памяти, а также наличием в регионе комплексной системы патриотического воспитания, представляющей взаимодействие системы образования с государственными и общественными организациями, включая деятельность религиозных, молодежных патриотических движений, клубов исторической реконструкции и т. д.
Эмпирическая база проекта будет включать в себя проведение количественных и качественных исследований. Изучение влияния исторической памяти на властном уровне (уровень идеологий, официальный дискурс) предполагает проведение социологического опроса «Роль исторической памяти в конструировании общегражданской идентичности молодежи» (n = 600), на уровне повседневных практик (обыденное сознание, повседневный дискурс) – проведение 20 полуструктурированных интервью.
По результатам исследования планируются публикации трех статей в изданиях, включенных в перечень ВАК России, одной – в изданиях, индексируемых в базах данных Scopus, выступления на двух научно-практических конференциях (тезисы докладов).

Powered by Froala Editor


Итоговый отчет (аннотация)

Общая историческая память является символическим интегратором, обозначающим пространственное и временное единство членов общества, их коллективную идентичность. В современном медиапространстве формируются новые прочтения исторического прошлого, актуализируются новые смыслы, что не всегда соответствует исторической правде и часто ведет к ее искажению. Фальсификация исторического прошлого негативно влияет на формирование исторического сознания и исторической памяти молодежи, что в свою очередь может предопределять векторы конструирования общегражданской идентичности молодежного социума. В связи с этим актуальным представляется исследование влияния исторической памяти на процесс конструирования гражданской идентичности молодежи.Цель проекта - определить роль исторической памяти и ее механизмы в конструировании общегражданской идентичности молодежи в регионе. Объект исследования - молодежь Республики Мордовия (в возрасте от 18 до 24 лет).Выбор Мордовии в качестве региона для проведения исследования обусловлен особенностями его исторического прошлого, позволяющими охарактеризовать влияние общегосударственных, локальных и этнических исторических нарративов и практик на формирование исторической памяти, а также наличием в регионе комплексной системы патриотического воспитания, представляющей взаимодействие системы образования с государственными и общественными организациями, включая деятельность религиозных, молодежных патриотических движений, клубов исторической реконструкции и т. д.Эмпирической базой исследования являются результаты социологического исследования, проведенное в марте - апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия (п = 586). Опрос проходил в г. Саранск, а также   в   трех    районах   республики   (Ковылкинском,   Рузаевском    иКраснослободском). Применялась квотная выборка. Квотируемые признаки - пол, возраст и уровень образования.Как дополнительное эмпирическое исследование при интерпретации количественных результатов использовались данные качественного исследования «Роль семьи в формировании исторической памяти молодежи» - 28 полуструктурированных интервью, проведенных в семьях мордвы и удмуртов.На основе выявленных векторов влияния исторической памяти на гражданскую идентичность студенческой молодежи выявлена определенная двойственность и противоречивость в восприятии исторических событий прошлого у молодежи. С одной стороны, это высокая оценка достижений советского периода, когда коллективная позитивная память о советском прошлом преобладает, формируя позитивное отношение к данным событиям у молодежи, и служит базой для устойчивой общероссийской идентичности. С другой - события новейшей истории России не являются в историческом сознании молодежи значимыми. Это можно объяснить как отсутствием объективных глубоких знаний о данном периоде истории в официальном дискурсе (в учебниках по истории), так и отрицательным отношением к данному периоду у старшего поколения (пережившего кризис, «шоковую терапию» и т. д.) в повседневном дискурсе, что оказывает влияние на восприятие прошлого молодежью.По результатам проведенного качественного исследования (метод истории семьи) было выявлено, что основными механизмами передачи семейной исторической памяти являются семейные истории (рассказы), а также соблюдение определенных семейных практик и традиций. Основным базовым событием семейной памяти выступает Великая Отечественная война, затронувшая каждую семью; значительная часть информантов всей семьей участвуют в акции «Бессмертный полк». Ряд семей отмечали участие родных в Чеченской и Афганской войнах.Интерес к истории рода, фамилии отмечается информантами выше, чем интерес к малой родине, истории своего этноса. Согласно исследованию, в удмуртских семьях отмечалось большее знание этнических традиций и праздников, чем в мордовских. В качестве наиболее посещаемых мест памяти большинство информантов отметили храм, кладбище, Мемориал «Вечный огонь».Определено, что семейному аспекту исторической памяти в финно-угорских семьях уделяется большее внимание, чем региональному (этническому) или федеральному. Семейная память всегда пересекается с исторической, поскольку не существует истории семьи вне истории общества. Такие масштабные исторические события, как Великая Отечественная война, включены в хронологию развития каждой семьи. Гордясь своими предками, участниками войны, в знак памяти и благодарности члены семьи посещают памятные  места,  посвященные   данному  событию,  передают   рассказы старших об этих событиях молодому поколению, приобщая их к этому. Следовательно, семья формирует определенные традиции отношения к историческому событию, благодаря чему историческая память функционирует. При этом происходит передача и сохранение не только семейной, но и национальной, этнической культуры.

Отчет по состоянию на 1 июля 2019 г.

Компьютерная обработка данных массового опроса (Н.В. Шумкова ), их анализ и интерпретация (С.В. Полутин , О.А. Богатова )
Проведение 20 полуструктурированных интервью (Т.М. Дадаева )
Подготовка и публикация статьи "Исторические образы и символы в коллективной памяти учащейся молодежи" в научном журнале РИНЦ (М.Н. Андрос, В.В. Пенкина )





Отчет по состоянию на 1 апреля 2019 г.

Проведен анализ работ зарубежных и отечественных исследователей по теме исследования (С.В. Полутин, О.А. Богатова, Т.М. Дадаева).
Разработана программа исследования (О.А. Богатова, Т.М. Дадаева, Н.В. Шумкова).
Проведен массовый опрос (n = 600) учащейся молодежи г. Саранска (В.Н. Мотькин, М.Н. Андрос, В.В. Пенкина).
Осуществлена компьютерная обработка результатов массового опроса (М.Н. Андрос, В.В. Пенкина).
Подготовлена и опубликована одна статья в издании, включенном в перечень ВАК России (С.В. Полутин).
Подготовлен и опубликован доклад (тезисы) на научном мероприятии (В.В. Пенкина, М.Н. Андрос).

Powered by Froala Editor

Powered by Froala Editor