Итоговый отчет (аннотация)
Общая историческая память является символическим интегратором, обозначающим пространственное и временное единство членов общества, их коллективную идентичность. В современном медиапространстве формируются новые прочтения исторического прошлого, актуализируются новые смыслы, что не всегда соответствует исторической правде и часто ведет к ее искажению. Фальсификация исторического прошлого негативно влияет на формирование исторического сознания и исторической памяти молодежи, что в свою очередь может предопределять векторы конструирования общегражданской идентичности молодежного социума. В связи с этим актуальным представляется исследование влияния исторической памяти на процесс конструирования гражданской идентичности молодежи.Цель проекта - определить роль исторической памяти и ее механизмы в конструировании общегражданской идентичности молодежи в регионе. Объект исследования - молодежь Республики Мордовия (в возрасте от 18 до 24 лет).Выбор Мордовии в качестве региона для проведения исследования обусловлен особенностями его исторического прошлого, позволяющими охарактеризовать влияние общегосударственных, локальных и этнических исторических нарративов и практик на формирование исторической памяти, а также наличием в регионе комплексной системы патриотического воспитания, представляющей взаимодействие системы образования с государственными и общественными организациями, включая деятельность религиозных, молодежных патриотических движений, клубов исторической реконструкции и т. д.Эмпирической базой исследования являются результаты социологического исследования, проведенное в марте - апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия (п = 586). Опрос проходил в г. Саранск, а также в трех районах республики (Ковылкинском, Рузаевском иКраснослободском). Применялась квотная выборка. Квотируемые признаки - пол, возраст и уровень образования.Как дополнительное эмпирическое исследование при интерпретации количественных результатов использовались данные качественного исследования «Роль семьи в формировании исторической памяти молодежи» - 28 полуструктурированных интервью, проведенных в семьях мордвы и удмуртов.На основе выявленных векторов влияния исторической памяти на гражданскую идентичность студенческой молодежи выявлена определенная двойственность и противоречивость в восприятии исторических событий прошлого у молодежи. С одной стороны, это высокая оценка достижений советского периода, когда коллективная позитивная память о советском прошлом преобладает, формируя позитивное отношение к данным событиям у молодежи, и служит базой для устойчивой общероссийской идентичности. С другой - события новейшей истории России не являются в историческом сознании молодежи значимыми. Это можно объяснить как отсутствием объективных глубоких знаний о данном периоде истории в официальном дискурсе (в учебниках по истории), так и отрицательным отношением к данному периоду у старшего поколения (пережившего кризис, «шоковую терапию» и т. д.) в повседневном дискурсе, что оказывает влияние на восприятие прошлого молодежью.По результатам проведенного качественного исследования (метод истории семьи) было выявлено, что основными механизмами передачи семейной исторической памяти являются семейные истории (рассказы), а также соблюдение определенных семейных практик и традиций. Основным базовым событием семейной памяти выступает Великая Отечественная война, затронувшая каждую семью; значительная часть информантов всей семьей участвуют в акции «Бессмертный полк». Ряд семей отмечали участие родных в Чеченской и Афганской войнах.Интерес к истории рода, фамилии отмечается информантами выше, чем интерес к малой родине, истории своего этноса. Согласно исследованию, в удмуртских семьях отмечалось большее знание этнических традиций и праздников, чем в мордовских. В качестве наиболее посещаемых мест памяти большинство информантов отметили храм, кладбище, Мемориал «Вечный огонь».Определено, что семейному аспекту исторической памяти в финно-угорских семьях уделяется большее внимание, чем региональному (этническому) или федеральному. Семейная память всегда пересекается с исторической, поскольку не существует истории семьи вне истории общества. Такие масштабные исторические события, как Великая Отечественная война, включены в хронологию развития каждой семьи. Гордясь своими предками, участниками войны, в знак памяти и благодарности члены семьи посещают памятные места, посвященные данному событию, передают рассказы старших об этих событиях молодому поколению, приобщая их к этому. Следовательно, семья формирует определенные традиции отношения к историческому событию, благодаря чему историческая память функционирует. При этом происходит передача и сохранение не только семейной, но и национальной, этнической культуры.