Исследование

Трансформация социального самочувствия ветеранов войны в условиях российских преобразований на региональном уровне


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-411-130001 р_а
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 800 000,00 ₽
2019 270 000,00 ₽
Всего 1 070 000,00 ₽

Исполнители:




Нет записей



Нет записей

Ветераны войны представляют собой особую социально-демографическую группу, которая имеет специфические социальные, экономические, психологические и другие проблемы. По данным официальной статистики число пожилых людей неуклонно увеличивается: на 1 января 2017 года проживало 36685 тыс. пожилых граждан, что составляло 25 % от общей численности населения страны. Исследование социального самочувствия ветеранов войны является одним из важнейших аспектов анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре общества, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества. В социальном самочувствии выражается общая тональность общественных настроений, оно формируется в процессе проводимого людьми сопоставления возможностей удовлетворения своих потребностей, реализации интересов с аналогичными возможностями других.
Развитие российского общества в последние десятилетия претерпело большие изменения. В нынешних условиях ситуация в стране отличается противоречивостью в протекании социальных процессов. Присутствует резкая поляризация в проявлении установок и настроений представителей разных социальных слоев населения. У значительной части ветеранов наблюдается утрата социальных, психологических и жизненных ориентиров, присутствует снижение обшей социально-психологической устойчивости и чувства защищенности. Общественная значимость проблемы определяется необходимостью интенсивного поиска новых научных подходов к модернизации и конструктивному решению в области социального здоровья и социального самочувствия ветеранов в регионе.
Исследование и выявление инновационных научных подходов и методик для исследования ветеранов войны , их социального самочувствия является одной из главных задач данного гранта. Актуальность исследования определяется необходимостью улучшение деятельности субъектов социальной защиты ветеранов войны в контексте формирования гражданского общества; в совершенствование становления и развития института социальной защиты населения, элементом которой является социальная защита ветеранов войн, а также важно создание и разработка инновационной модели социальной защиты ветеранов войн, которая будет направлена на улучшение их социального самочувствия.
В результате данного исследования, планируется создание модели социальной защиты ветеранов войны с учетом их потребностей в современных условиях. В планы входит издание монографии и публикация статей в рецензируемых журналах ВАК.  

Powered by Froala Editor


Отчет 2 полугодие 2020 г. (итоговый)

Практикоориентированный компонент исследования позволил разработать модель социальной защиты ветеранов, которая внедряется  в деятельность государственных и общественных субъектов Республики Мордовия, что в свою очередь обеспечит повышение степени удовлетворенности ветеранов войны социальной защитой и социальным обеспечением и т.д. 

Модель социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья включает  несколько уровней: статусный, поведенческий, ресурсный, ценностный уровни, а также уровень идентичности и уровень духовности. Каждый из выделяемых уровней содержит объективные и субъективные факторы, влияющие и определяющие социальное самочувствие ветеранов. Предлагаемая социальная модель помогает изучить и предложить вмешательства (меры социальной поддержки, помощи) в целях гармонизации отношений ветеранов и социума, обеспечения высокой социальной защищенности и удовлетворительного социального самочувствия.  

 Реформирование системы социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья  должны проходить на трех уровнях: 

1. стратегическом уровне – уровне социальной политики (макроуровне);

2. уровне организаций и социальных служб (мезоуровне);

3.   индивидуальном (микроуровне).

На макроуровне требуются изменения по формированию законодательной базы, преодоление имеющихся законодательных пробелов, которая бы обеспечивала высокий уровень социальной защищенности всех категорий ветеранов.Мероприятия на мезо уровне, предполагают решение проблем и развитие системы социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья в рамках муниципалитетов, учреждений социальной защиты населения, предприятий, касаются активизации роли общественных организаций ветеранов, которые могут использовать данную «нишу» для реализации своего потенциала, и существенным образом восполнить имеющиеся пробелы в существующей российской практики социальной работы. Проведение работы на микроуровне предусматривает разрешение или облегчение личностных, субъективных проблем, затрудняющих нормальное социальное функционирование ветеранов. Процесс оказания помощи на микроуровне предполагает как  индивидуальное консультирование, а также организацию групповой работы по улучшению социального самочувствия и здоровья ветеранов.

Таким образом, практика социальной защиты ветеранов войны как модель социальной защиты продолжает трансформироваться под влиянием демографических, социальных, правовых, экономических  и культурных факторов. Социальное самочувствие прямо пропорционально степени успешности решения важных социальных проблем и удовлетворения потребностей, актуальных для конкретной категории лиц.  Социальное самочувствие сопряжено с качеством жизни, основными характеристиками которого выступают материальная обеспеченность, состояние здоровья, образование и занятость, социальный статус. Таким образом, ведущими механизмами социального самочувствия выступают: самоорганизующие процессы и социальная политика государства, а значит, для любой категории граждан, в том числе и для ветеранов, социальное самочувствие и его уровень является важным объективным показателем результативности мер социальной защиты. Реформирование системы социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья  должна учитывать несколько уровней : статусный, поведенческий, ресурсный, ценностный уровни, а также уровень идентичности и уровень духовности. Каждый из выделяемых уровней содержит объективные и субъективные факторы, влияющие и определяющие социальное самочувствие; в свою очередь меры должны затрагивать все три уровня:   стратегический уровень – уровень социальной политики (макроуровень); уровень организаций и социальных служб (мезоуровень);  индивидуальный (микроуровень). 

Отчет 1 полугодие 2020 г.

В ходе анализа работ зарубежных и отечественных исследователей выделены и систематизированы основные подходы к определению социального самочувствия ветеранов в трансформирующихся условиях, дана социальная характеристика ветеранов войны как объекта социальной политики в региональном социуме. Социальная защита ветеранов войны многосубъектна, включает в себя комплекс разноплановых социально-политических, социально-правовых, социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических и организационных мер.  Выявлено, что во-первых, ветераны и их «специфическое» положение в социуме определяется особым социально-правовым статусом, наличием значимых заслуг перед Отечеством, и выступает выражением гарантий по созданию условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе; во-вторых, ветераны войны представляют собой особую социально-демографическую группу, которая имеет определенные социальные, экономические, психологические, социальные и другие характеристики; в-третьих, ветераны – это неоднородная по своему составу социальная группа. Законодательно определяется несколько категорий ветеранов. В основу классификации положены критерии особых заслуг по защите Отечества, в военной или иной государственной службе, а также с учетом значительного трудового вклада (добросовестного и продолжительного труда). В Республике Мордовия по состоянию на 2020 год проживает 241 ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, 1726 человек — вдовы ветеранов, а также 7633 человека, приравненные к категории ветеранов ВОВ — это узники фашистских концлагерей, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и ряд других категорий. На основе комплексного подхода проанализирована специфика региональных нормативно-правовых основ социальной политики в отношении ветеранов войны, что позволило выявить, что современная нормативно-правовая база в области социальной работы с лицами пожилого возраста и ветеранами, с одной стороны, избыточна (с точки зрения количества нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о социальной защите и социальном обеспечении пожилых, в том числе ветеранов войны), а с другой стороны, указанное законодательство содержит значительное число пробелов и противоречий, что значительно снижает эффективность помощи и качество жизни данной категории.  

Детальный анализ современной системы социальной защиты ветеранов, который сложился в настоящее время, с учетом современных приоритетов демографической политики России, позволяет выделить несколько блоков социальной работы с ветеранами:

- пенсионное обеспечение и меры по повышению уровня доходов ветеранов;

- улучшение жилищных условий ветеранов и предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- медицинское обслуживание и реабилитация, обеспечение лекарствами и техническими средствами реабилитации, санаторно-курортное лечение ветеранов;

- социальное обслуживание ветеранов;

- содействие занятости и профессиональной переподготовке ветеранов;

-  развитие информационных ресурсов и порталов, ориентированных на повышение информированности ветеранов об их социальных правах;

- поддержка участия ветеранов в общественной работе и воспитании детей и молодежи, информационно- пропагандистская деятельность.

Исследование выявило, что проводимые меры социальной защиты в отношении ветеранов и лиц пожилого возраста недостаточны, чтобы повысить уровень жизни старшего поколения, необходимо реформирование всей системы социальной помощи.

В ответ на сегодняшние социальные потребности система социальной защиты должна быть более адресной, индивидуализированной, ориентированной на высокий уровень качества жизни людей, имеющих особые заслуги перед Отечеством; должны быть широко внедрены в социальную практику технологии   позволяющее нормализовать социально-психологическое самочувствия данной категории лиц.

Выявлена динамика, тенденции, характеристики приоритетных направлений социальной защиты ветеранов войны, а также факторы, способствующие возникновению тех или иных векторов социальной защиты ветеранов.

Реформирование системы социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья  должна учитывать несколько уровней : статусный, поведенческий, ресурсный, ценностный уровни, а также уровень идентичности и уровень духовности. Каждый из выделяемых уровней содержит объективные и субъективные факторы, влияющие и определяющие социальное самочувствие; в свою очередь меры должны затрагивать все три уровня:   стратегический уровень – уровень социальной политики (макроуровень); уровень организаций и социальных служб (мезоуровень);  индивидуальный (микроуровень). 


– Проведен цикл пилотных и авторских социологических  исследований социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны. 

1. Социологическое исследование «Социальное самочувствие ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (апрель 2019 г.). Основной целью явилось выявление социального самочувствия и показателей социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий). Были проинтервьюированы ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 55– 65 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (n = 48 человек). Тип выборочного отбора – целевой. 

2. Социологическое  исследование «Социальная поддержка людей пожилого возраста в Республике Мордовия» (март 2020 г.). Цель исследования – обосновать востребованность мер социально-экономической поддержки и специфику межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в Республике Мордовия. Были опрошены ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 55 – 65 лет и старше 65 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (n = 86 человек). Тип выборочного отбора – целевой. 

3. «Социальное здоровье и меры социальной поддержки ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (февраль 2020 г.). Цель исследования – выявление степени удовлетворенности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) мерами социальной помощи и поддержки в Республике Мордовия. (n = 50 человек).

4. Сравнительное исследование «Сравнительный анализ социального самочувствия лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» ( ноябрь 2019 г.). Основной целью явился сравнительный анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на социальное самочувствие лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в г. Саранске. (n = 150 человек).

5. Социологическое исследование «Социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) как цель функционирования социальных институтов» (январь 2020). Цель исследования – обосновать потребности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в контексте трансформационных процессов современного общества, влияющих на их социальное здоровье и выделить перспективы и рекомендации решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов. Опрошены эксперты из числа сотрудников: Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия и подведомственных учреждений (ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск»); Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов и подведомственных учреждений (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, ГБУЗ РМ «Республиканский гериатрический центр) (n = 95). 

Таким образом, это позволило выявить сущностные характеристики взаимодействия субъектов социальной защиты ветеранов войны; исследовать степень удовлетворенности ветеранов войны уровнем социальной защищенности в обществе. Отдельное внимание сосредоточено на роли и специфике финансовых отношений в системе воспроизводства финансовых ресурсов функционирования теневой экономической деятельности Система социальной защиты ветеранов боевых действий в Республике Мордовия включает в себя систему мер по выполнению социальных гарантий, регламентированных на федеральном и региональном уровнях, а также создание условий, необходимых для их нормальной жизнедеятельности, включая снижение отрицательного влияния социальных рисков.

Исследование выявило, что проводимые меры социальной защиты в отношении ветеранов и лиц пожилого возраста, как в России, так и в Республике Мордовия, недостаточно качественны для того, чтобы повысить уровень жизни старшего поколения, необходимо реформирование всей системы социальной помощи. На наш взгляд, распространение принципов самозащиты ветеранов и лиц пожилого возраста является важным условием повышения ответственности граждан за собственное благополучие. В целом усилия всех структур общества для достижения цели по повышению качества жизни лиц пожилого возраста и ветеранов направлены на оказание системной помощи гражданам старшего поколения, достижение существенного повышения качества их жизни, посредством решения вопросов, связанных с сохранением здоровья пожилых граждан, социального, экономического и психологического самочувствия и материального благополучия.

Опубликованы 4 статьи по теме исследования в российских рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК; 2- в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. Основные положения докладывались и были обсуждены на Всероссийской и Международных конференциях.


Итоговый отчет (аннотация)

Ветераны войны представляют собой особую социально-демографическую группу, которая имеет специфические социальные, экономические, психологические и другие проблемы. Исследование социального самочувствия ветеранов войны является одним из важнейших аспектов анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре общества, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества. Складывающиеся тенденции постарения населения требует последовательной реализации политики в отношении пожилых людей, а также мероприятий по сохранению здоровья населения, продлению трудоспособного периода жизни пожилых людей, снижению заболеваемости, смертности и увеличению продолжительности жизни, реализуемых в соответствии со стратегическими документами Правительства Российской Федерации и Республики Мордовия. Основной целью проекта является внедрение модели социальной защиты ветеранов войны по улучшению социального здоровья ветеранов и повышения их социального самочувствия. Основными задачами проекта: дать социальную характеристику ветеранов войны как объекта социальной политики в регионе и в России; проанализировать специфику нормативно-правовых основ социальной политики в отношении ветеранов войны в современной России; выявить потребности ветеранов войны в социальной защите на уровне региона; исследовать эффективность деятельности субъектов социальной работы с ветеранами войны направленных на улучшение социального самочувствия; провести социологическое научное исследование социального самочувствия в отношении ветеранов войны в современных трансформирующийся условиях; разработать модель социальной защиты 3 ветеранов войны по улучшению социального здоровья ветеранов и повышения их социального самочувствия.В процессе реализации первого этапа проекта, нами было выявлено, что в социальном самочувствии выражается общая тональность общественных настроений, оно формируется в процессе проводимого людьми сопоставления возможностей удовлетворения своих потребностей, реализации интересов с аналогичными возможностями других. Серия пилотажных исследований показало, что у значительной части ветеранов наблюдается утрата социальных, психологических и жизненных ориентиров, снижение обшей социально-психологической устойчивости и чувства защищенности. В ряде публикаций (РИНЦ, ВАК), мы представили анализ социального положения и характеристики ветеранов войны как объекта социальной политики в регионе и в России; провели анализ нормативно-правовых основ социальной политики в отношении ветеранов войны в Приволжском федеральном округе; в ходе пилотажного исследования выявлены социальные проблемы и потребности ветеранов войны в социальной защите на уровне региона, а также исследована эффективность деятельности субъектов социальной работы с ветеранами войны направленных на улучшение социального самочувствия. В рамках подготовленного основного социологического исследования (второй год реализации проекта) исследовать социальное самочувствие в отношении ветеранов войны в современных трансформирующийся условиях, а также планируется разработать модель социальной защиты ветеранов войны по улучшению социального здоровья ветеранов и повышения их социального самочувствия. Актуальность проектного исследования определяется необходимостью улучшение деятельности субъектов социальной защиты ветеранов войны в контексте формирования гражданского общества; в совершенствование становления и развития института социальной защиты населения, элементом которой является социальная защита ветеранов войн, а также важно создание и разработка инновационной модели социальной защиты ветеранов войн, которая будет направлена на улучшение их социального самочувствия. Мы планируем ее внедрение в практическую деятельность субъектов социальной защиты ветеранов войны в регионе. В планы входит издание монографии и публикация статей в рецензируемых журналах ВАК.

Промежуточный (итоговый) отчет за первый год реализации

За отчетный период нами было получены следующие результаты: 1) проанализировано взаимодействие субъектов социальной защиты ветеранов войны; 2) исследована степень удовлетворенности ветеранов войны уровнем социальной защищенности в обществе; 3) разработаны механизмы, повышающие эффективность социальной защиты ветеранов. В ходе реализации проекта нами был обобщен практический опыт, систематизированы концептуально-методологические подходы деятельности субъектов социальной защиты ветеранов войны.В рамках реализации проекта дана социальная характеристика ветеранов войны как объекта социальной политики в регионе и в России; проанализирована специфика региональных нормативно-правовых основ социальной политики в отношении ветеранов войны в современной России; в рамках проведенных пилотажных исследований выявлены приоритетные направления социальной политики в отношении ветеранов войны в регионе; выявлены особенности и основные характеристики социального самочувствия ветеранов как показателя качества жизни в городском округе Саранска; исследована сущность семьи как важного субъекта социальной защиты ветеранов, проанализировали значение и роль семьи в системе социальной защиты региона. За первый год реализации проекта опубликовано 13 научных публикаций. В том числе, монография на электронном носителе. 

Ветераны войны - это та категория граждан, которая традиционно является объектом социальной политики государства, имеет особые права и привилегии. При этом, страны мира предполагают и оперируют различными механизмами социальной защиты ветеранов, определяют свой объем финансирования на эти цели, что соответственно может сказываться на социальном самочувствии даже одной категории ветеранов (например, ветеранов - участников Второй Мировой войны), являющимися гражданами разных государств. Проведенное исследование позволяет провести анализ и сравнить социальное положение ветеранов в России, и сопоставить результаты с исследованиями различных стран; на основе зарубежного опыта разработать рекомендации для внедрения новых технологий социальной защиты данной категории граждан. В качестве методов применялись общенаучные методы анализа и синтеза, диалектический, системный, структурный, функциональный методы, методы сравнения, обобщения и интерпретации социологической, философской, психологической информации. В рамках реализации первого этапа проекта также применялся частнонаучный метод - анкетный опрос (пилотажный опрос ветеранов войны Республике Мордовия, пилотажный опрос сотрудников социальных учреждений социальной защиты РМ). Методы обработки результатов исследования – метод математической обработки данных, классификации, типологии, группировки, обобщения и интерпретации полученной информации. Авторским коллективом проведен вторичный анализ существующих на сегодняшний момент результатов социологических исследований по проблеме социального самочувствия, социального здоровья ветеранов войны и проч., содержащие как статистические данные, так и сведения о характерных особенностях исследуемой группы. Было проведено запланированное пилотажное исследование, благодаря которому был апробирован инструментарий основного исследования. В ходе реализации проведен цикл мероприятий совместно с «КЦСО по г.о. Саранск» и др. Проведен круглый стол со студентами МГУ им. Н.П. Огарева по направлению подготовки социальная работа по выявлению основных путей решения проблем ветеранов войны в современных условиях.

Отчет по состоянию на 1 июля 2019г.

Отчет 2 этап. За отчетный период (второй этап реализации гранта), нами было исследовано: 1) деятельность субъектов социальной работы с ветеранами войны направленных на улучшение социального самочувствия; 2) выявлены особенности и основные характеристики социального самочувствия ветеранов как показателя качества жизни в городском округе Саранска.                                                                                                                      В ходе реализации данного проекта с позиций системного подхода к социальной защите населения раскрываются особенности ее становления и развития в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны. На основе изучения элементов системы социальной защиты, а также результатов исследования, авторами делается вывод о важности и значимости проведения эффективных мероприятий по вопросам повышения уровня и качества жизни ветеранов войны в региональном социуме посредством использования системы социальной защиты.    За отчетный период было опубликовано ряд научных статей:1)Бистяйкина Д.А. Выявление места социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны / Д.А. Бистяйкина , А.С. Карасева // Всероссийский научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» – www.online-science.ru (журнал включен в перечень ВАК). №5, С. 54 – 61. 2)Бистяйкина Д.А. Социальное самочувствие ветеранов войны как показатель качества жизни на региональном уровне / Д.А. Бистяйкина, Е.Г.Панькова // Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов VI Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции/ под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича. – Ч. 1. – СПб. :  2019. С. 84 – 88.3)Бистяйкина Д.А. Социальное самочувствие ветеранов в Республике Мордовия: основные характеристики / Д.А. Бистяйкина, Е.Г.Панькова // Журнал «Социальная политика и социальное партнерство» №5 (172) 2019. С 43-48.Коллектив авторов принял участие VI Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции «Здоровье населения и качество жизни» (30 марта 2019 г. Санкт-Петербург).За данный период опубликовано 3 научные статьи (1 статья опубликована  в журнале включенного в перечень ВАК; 2 статьи РИНЦ).На данном этапе также в  результате серии пилотажных исследований проанализировано взаимодействие субъектов социальной защиты ветеранов войны, выявлены проблемные точки.Совместно со студентами направления подготовки «социальная работа» проведен круглый стол по исследуемой теме (май 2019 г.). 

Отчет по состоянию на 1 апреля 2019 г.

Данный проект имеет цель внедрение модели социальной защиты ветеранов войны по улучшению социального здоровья ветеранов и повышения их социального самочувствия. Научно-исследовательская работа позволила решить ряд поставленных задач. На данном этапе нами дана социальная характеристика ветеранов войны как объекта социальной политики в Республике Мордовия; представлен анализ специфики федерального и регионального законодательства социальной политики в отношении ветеранов войны; проведено ряд пилотажных исследований для выявления основных  потребностей ветеранов войны в социальной защите на уровне нашего региона и т.д.

В соответствии с планом работ по проекту была проанализирована  действующая системы социальной защиты ветеранов войны в регионе, а также деятельности социальных институтов в сфере социальной политики в отношении ветеранов в Республике Мордовия; составлена программа исследования и разработана инструментарии для пробных исследований;
выявлено  место социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов. 

За отчетный период, также рассмотрены особенности программно-целевого подхода в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц. Представлена характеристика программно-целевого подхода и его особенностей на основе федерального и регионального законодательства Российской Федерации, а также проанализированы основные целевые программы Республики Мордовия, подчеркнуто их значение в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Обозначены основные трудности в реализации целевых социальных программ в регионе. 

Авторский коллектив в своих публикациях представил анализ деятельности субъектов социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия в России и Республике Мордовия; анализ результатов авторского пилотажного исследования по определению степени удовлетворенности ветеранов мерами их социальной поддержки в Республике Мордовия. Более подробно представлено региональное законодательство в сфере предоставления мер социальной поддержки различных категорий ветеранам. Исследован региональный опыт социальной поддержки ветеранов и спектр мер социальной поддержки ветеранов в различных регионах ПРФ, размер льгот, компенсаций и выплат.

На 1 апреля 2019 г. опубликовано 4 статьи в изданиях РИНЦ, из них три статьи в рецензируемых журналах ВАК, результаты исследований докладывались на конференциях. 

Подготовлена  электронная монография «Семья в системе субъектов социальной защиты пожилых людей в России». 

За отчетный период весь авторский коллектив принял участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Социальный потенциал пожилых людей: условия, опыт, проблемы эффективного применения» (г. Саранск, 15 ноября 2018 г.), а также во Всероссийской научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: проблемы, пути решения» (г. Ростов-на-Дону, 26.11.2018г.)


Powered by Froala Editor

Powered by Froala Editor