Отчет 1 полугодие 2020 г.
В ходе анализа работ зарубежных и отечественных исследователей выделены и систематизированы основные подходы к определению социального самочувствия ветеранов в трансформирующихся условиях, дана социальная характеристика ветеранов войны как объекта социальной политики в региональном социуме. Социальная защита ветеранов войны многосубъектна, включает в себя комплекс разноплановых социально-политических, социально-правовых, социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических и организационных мер. Выявлено, что во-первых, ветераны и их «специфическое» положение в социуме определяется особым социально-правовым статусом, наличием значимых заслуг перед Отечеством, и выступает выражением гарантий по созданию условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе; во-вторых, ветераны войны представляют собой особую социально-демографическую группу, которая имеет определенные социальные, экономические, психологические, социальные и другие характеристики; в-третьих, ветераны – это неоднородная по своему составу социальная группа. Законодательно определяется несколько категорий ветеранов. В основу классификации положены критерии особых заслуг по защите Отечества, в военной или иной государственной службе, а также с учетом значительного трудового вклада (добросовестного и продолжительного труда). В Республике Мордовия по состоянию на 2020 год проживает 241 ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, 1726 человек — вдовы ветеранов, а также 7633 человека, приравненные к категории ветеранов ВОВ — это узники фашистских концлагерей, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и ряд других категорий. На основе комплексного подхода проанализирована специфика региональных нормативно-правовых основ социальной политики в отношении ветеранов войны, что позволило выявить, что современная нормативно-правовая база в области социальной работы с лицами пожилого возраста и ветеранами, с одной стороны, избыточна (с точки зрения количества нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о социальной защите и социальном обеспечении пожилых, в том числе ветеранов войны), а с другой стороны, указанное законодательство содержит значительное число пробелов и противоречий, что значительно снижает эффективность помощи и качество жизни данной категории.
Детальный анализ современной системы социальной защиты ветеранов, который сложился в настоящее время, с учетом современных приоритетов демографической политики России, позволяет выделить несколько блоков социальной работы с ветеранами:
- пенсионное обеспечение и меры по повышению уровня доходов ветеранов;
- улучшение жилищных условий ветеранов и предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- медицинское обслуживание и реабилитация, обеспечение лекарствами и техническими средствами реабилитации, санаторно-курортное лечение ветеранов;
- социальное обслуживание ветеранов;
- содействие занятости и профессиональной переподготовке ветеранов;
- развитие информационных ресурсов и порталов, ориентированных на повышение информированности ветеранов об их социальных правах;
- поддержка участия ветеранов в общественной работе и воспитании детей и молодежи, информационно- пропагандистская деятельность.
Исследование выявило, что проводимые меры социальной защиты в отношении ветеранов и лиц пожилого возраста недостаточны, чтобы повысить уровень жизни старшего поколения, необходимо реформирование всей системы социальной помощи.
В ответ на сегодняшние социальные потребности система социальной защиты должна быть более адресной, индивидуализированной, ориентированной на высокий уровень качества жизни людей, имеющих особые заслуги перед Отечеством; должны быть широко внедрены в социальную практику технологии позволяющее нормализовать социально-психологическое самочувствия данной категории лиц.
Выявлена динамика, тенденции, характеристики приоритетных направлений социальной защиты ветеранов войны, а также факторы, способствующие возникновению тех или иных векторов социальной защиты ветеранов.
Реформирование системы социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия и здоровья должна учитывать несколько уровней : статусный, поведенческий, ресурсный, ценностный уровни, а также уровень идентичности и уровень духовности. Каждый из выделяемых уровней содержит объективные и субъективные факторы, влияющие и определяющие социальное самочувствие; в свою очередь меры должны затрагивать все три уровня: стратегический уровень – уровень социальной политики (макроуровень); уровень организаций и социальных служб (мезоуровень); индивидуальный (микроуровень).
– Проведен цикл пилотных и авторских социологических исследований социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны.
1. Социологическое исследование «Социальное самочувствие ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (апрель 2019 г.). Основной целью явилось выявление социального самочувствия и показателей социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий). Были проинтервьюированы ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 55– 65 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (n = 48 человек). Тип выборочного отбора – целевой.
2. Социологическое исследование «Социальная поддержка людей пожилого возраста в Республике Мордовия» (март 2020 г.). Цель исследования – обосновать востребованность мер социально-экономической поддержки и специфику межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в Республике Мордовия. Были опрошены ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 55 – 65 лет и старше 65 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (n = 86 человек). Тип выборочного отбора – целевой.
3. «Социальное здоровье и меры социальной поддержки ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (февраль 2020 г.). Цель исследования – выявление степени удовлетворенности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) мерами социальной помощи и поддержки в Республике Мордовия. (n = 50 человек).
4. Сравнительное исследование «Сравнительный анализ социального самочувствия лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» ( ноябрь 2019 г.). Основной целью явился сравнительный анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на социальное самочувствие лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в г. Саранске. (n = 150 человек).
5. Социологическое исследование «Социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) как цель функционирования социальных институтов» (январь 2020). Цель исследования – обосновать потребности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в контексте трансформационных процессов современного общества, влияющих на их социальное здоровье и выделить перспективы и рекомендации решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов. Опрошены эксперты из числа сотрудников: Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия и подведомственных учреждений (ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск»); Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов и подведомственных учреждений (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, ГБУЗ РМ «Республиканский гериатрический центр) (n = 95).
Таким образом, это позволило выявить сущностные характеристики взаимодействия субъектов социальной защиты ветеранов войны; исследовать степень удовлетворенности ветеранов войны уровнем социальной защищенности в обществе. Отдельное внимание сосредоточено на роли и специфике финансовых отношений в системе воспроизводства финансовых ресурсов функционирования теневой экономической деятельности Система социальной защиты ветеранов боевых действий в Республике Мордовия включает в себя систему мер по выполнению социальных гарантий, регламентированных на федеральном и региональном уровнях, а также создание условий, необходимых для их нормальной жизнедеятельности, включая снижение отрицательного влияния социальных рисков.
Исследование выявило, что проводимые меры социальной защиты в отношении ветеранов и лиц пожилого возраста, как в России, так и в Республике Мордовия, недостаточно качественны для того, чтобы повысить уровень жизни старшего поколения, необходимо реформирование всей системы социальной помощи. На наш взгляд, распространение принципов самозащиты ветеранов и лиц пожилого возраста является важным условием повышения ответственности граждан за собственное благополучие. В целом усилия всех структур общества для достижения цели по повышению качества жизни лиц пожилого возраста и ветеранов направлены на оказание системной помощи гражданам старшего поколения, достижение существенного повышения качества их жизни, посредством решения вопросов, связанных с сохранением здоровья пожилых граждан, социального, экономического и психологического самочувствия и материального благополучия.
Опубликованы 4 статьи по теме исследования в российских рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК; 2- в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. Основные положения докладывались и были обсуждены на Всероссийской и Международных конференциях.