Исследование

Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-410-130005
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 400 000,00 ₽
Всего 400 000,00 ₽

Исполнители:


Повышение качества жизни населения становится стержнем экономической политики Российского государства, задает контуры его стратегических решений, обусловливает необходимость перехода к новой модели экономического роста, в основу которой положены условия, ведущие к росту благосостояния населения и развития человеческого потенциала. Выражением социальной деятельности российского правительства становятся национальные проекты и ряд стратегических документов. Однако практика их реализации показала неспособность правительства к самостоятельному эффективному разрешению всего спектра социальных проблем современного общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость обращения к другим силам и институтам общества. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия.Выстраивание эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса является объективной необходимостью. Сказанное выше предопределяет актуальность и важность предлагаемого исследования как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении.Научная новизна предлагаемого проекта заключается в развитии теоретических положений и методологии исследования взаимодействия власти и бизнеса как открытой системы, испытывающей постоянное воздействие внешней среды и реагирующей на нее. Предлагаемая концепция акцентирует внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и диктует необходимость усиления социальной направленности современной экономики.

Powered by Froala Editor


Итоговый отчет (аннотация)

Повышение качества жизни населения становится стержнем экономической политики Российского государства, задает контуры его стратегических решений, обусловливает необходимость перехода к новой модели экономического роста, в основу которой положены условия, ведущие к росту благосостояния населения и развития человеческого потенциала. Выражением социальной деятельности российского правительства становятся национальные проекты и ряд стратегических документов. Однако практика их реализации показала неспособность правительства к самостоятельному эффективному разрешению всего спектра социальных проблем современного общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость обращения к другим силам и институтам общества. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия. Выстраивание эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса является объективной необходимостью. Сказанное выше предопределяет актуальность и важность предлагаемого исследования как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении. Научная новизна предлагаемого проекта заключается в развитии теоретических положений и методологии исследования взаимодействия власти и бизнеса как открытой системы, испытывающей постоянное воздействие внешней среды и реагирующей на нее. Предлагаемая концепция акцентирует внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и диктует необходимость усиления социальной направленности современной экономики.В рамках реализации проекта в 2019 г. были определены основные закономерности и тенденции развития мировой и национальной экономик, выявлены перспективные направления развития на национальном и на региональном уровнях. Проведен статистический анализ дифференциации доходов населения России в 2011 – 2017 гг. для подтверждения неэффективности выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов и отсутствии системного подхода к решению проблем социально-экономического развития, в том числе и в рамках указов Президента России, в подтверждение сформированной гипотезы.Разработана научная концепция взаимовыгодного партнерства власти и бизнес-структур, обеспечивающего сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие региона. Стейкхолдерский подход рассматривается в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. В рамках данной концепции введены в научный оборот измененные трактовки старых понятий, раскрывающие характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса с учетом смены экономической парадигмы; предложена модифицированная система индикаторов для оценки и расширены методы его измерения.По результатам исследования опубликовано 3 научных работы, в т. ч. 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК; 1 – в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. 1 статья в журнале, индексируемом в международной базе данных «Web of Science» принята к печати.

Отчет о проделанной работе по состоянию на 1 сентября 2019 г.

Исходя из фундаментальной научной задачи, на решение которой направлено исследование, и основной цели Проекта – развитие теоретических и методологических аспектов экономического взаимодействия региональной власти и бизнеса в современных условиях, в рамках реализации проекта в 2019 г. были заявлены следующие цели: 1)обосновать научную гипотезу о целесообразности использования стейкхолдерского подхода в качестве теоретико-методологической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития; 2)разработать новую научную концепцию взаимного партнерства заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления; 3)опубликовать по теме исследования 1 статью в журнале, индексируемом в базах данных «Сеть науки» («Web of Science») или «Скопус» («Scopus»); 4)опубликовать по теме исследования 2 статьи в российских рецензируемых научных изданиях. 

Важнейшие результаты, полученные при реализации проекта.

1. На основе проведенного анализа фактологической информации, полученной путем расчетов и/или объединения данных ФСГС, касающихся сведений о выполнении показателей «майских указов» Президента Российской Федерации, динамики индекса Джини и концентрации богатства среди различных доходных групп населения России в 2011-2017 гг., выявлены такие негативные тенденции в сфере уровня жизни, как резкое увеличение разрыва между богатыми и бедными, возрастающая концентрация национального богатства в руках «верхней» части первого дециля – 10% наиболее богатых людей, масштабность бедности и нищеты. При этом приходится констатировать, что далеко не все «майские указы» президента 2012 г., охватывающие значимые сферы социально-экономического развития страны, в итоге были достигнуты. Полученная эмпирическая информация позволяет установить: 1) неэффективность выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов; 2) отсутствие системного подхода к решению проблем социально-экономического развития, в том числе и в рамках указов Президента России. Это обстоятельство заставляет пересмотреть роль бизнеса в решении региональных социально-экономических проблем и степень согласованности действий органов региональной власти и хозяйствующих субъектов. В связи с этим возникает необходимость трансформации системы управления регионом, что актуализирует вопросы развития форм и механизмов взаимодействия органов власти и бизнеса. Таким образом, обозначенные выше противоречия и негативные тенденции в сфере уровня жизни доказывают правомерность научной идеи о согласовании интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и усиления социальной направленности современной экономики.

2. Изучение, систематизация и обобщение существующих в российской и зарубежной экономической науке различных концептуальных подходов явились основанием предложить научную гипотезу о целесообразности партнерского взаимодействия власти и бизнеса в области решения региональных социально-экономических проблем как единственно возможного и необходимого вида реакции на происходящие в настоящее время изменения. Предложена концепция, акцентирующая внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса, диктующая необходимость усиления социальной направленности современной экономики. Стейкхолдерский подход рассматривается в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. В целом перспективность предлагаемой концепции для экономической науки и практики видится в сбалансированном экономическом, социальном и экологическом развитии региона. В рамках данной концепции введена в научный оборот измененная трактовка понятия «стратегическое партнерство власти и бизнес-структур», раскрывающая характер их взаимоотношений с учетом смены экономической парадигмы; предложен алгоритм идентификации стейкхолдеров в соответствии с их типологией, предложена модифицированная система индикаторов для оценки и расширены методы его измерения.

3. Опубликовано 3 научных работы, в т. ч. 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК; 1 - в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. 4. Статья в журнале, индексируемом в международной базе данных «Web of Science» принята к печати. 

Проект выполнен в соответствии с заявленным на 2019 г. полностью.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 июля 2019 г.

По состоянию на 1 июля 2019 г. проделана следующая работа:

1. Выявлены ключевые перспективные направления социально-экономического развития национального (в том числе регионального) уровня. В качестве источника информации использованы законодательные акты, а также результаты социологических опросов ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ и др.

2. Осуществлена разработка теоретической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов позволил осуществить конкретизацию существующих понятий, раскрывающих характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса. В качестве стратегической перспективы партнёрства власти и бизнеса предложен стейкхолдерских подход.

3.Осуществлены постановка и обоснование оригинальной научной идеи о взаимовыгодном партнерстве заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления. Недостаточная проработанность теоретических аспектов в области взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур, обеспечивающее сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества, способствовали обоснованию научной идеи о взаимовыгодном стратегическом партнёрстве. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является стейкхолдерский подход. Именно этот подход является идеологической базой корпоративной социальной ответственности, как раз ориентированной на устойчивое и сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. 

4. Результаты проведенных исследований нашли отражение в материалах статей, две из которых опубликованы, одна находится на рассмотрении в редакции журнала.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 апреля 2019 г.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. проделана следующая работа:

1. Выявлены ключевые перспективные направления социально-экономического развития национального (в том числе регионального) уровня. В качестве источника информации использованы законодательные акты, а также результаты социологических опросов ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ и др.

2. Осуществлена разработка теоретической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов позволил осуществить конкретизацию существующих понятий, раскрывающих характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса. В качестве стратегической перспективы партнёрства власти и бизнеса предложен стейкхолдерских подход.

3. Результаты проведенных исследований нашли отражение в готовившихся к опубликованию материалах.

Powered by Froala Editor