Исследование

Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития


Тип исследования
Фундаментальное
Грантодающая организация
РФФИ, Правительство Республики Мордовия
Номер проекта (по данным грантодающей организации)
18-410-130005
Срок реализации
2018 - 2020
Финансирование по годам
2018 400 000,00 ₽
2020 280 000,00 ₽
Всего 680 000,00 ₽

Исполнители:


Повышение качества жизни населения становится стержнем экономической политики Российского государства, задает контуры его стратегических решений, обусловливает необходимость перехода к новой модели экономического роста, в основу которой положены условия, ведущие к росту благосостояния населения и развития человеческого потенциала. Выражением социальной деятельности российского правительства становятся национальные проекты и ряд стратегических документов. Однако практика их реализации показала неспособность правительства к самостоятельному эффективному разрешению всего спектра социальных проблем современного общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость обращения к другим силам и институтам общества. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия.Выстраивание эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса является объективной необходимостью. Сказанное выше предопределяет актуальность и важность предлагаемого исследования как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении.Научная новизна предлагаемого проекта заключается в развитии теоретических положений и методологии исследования взаимодействия власти и бизнеса как открытой системы, испытывающей постоянное воздействие внешней среды и реагирующей на нее. Предлагаемая концепция акцентирует внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и диктует необходимость усиления социальной направленности современной экономики.

Powered by Froala Editor


Отчет о проделанной работе по состоянию на 1 сентября 2020 г.

В рамках реализации проекта в 2020 г. разработан методический подход к построению системы локальных и интегральных индикаторов степени социальной ответственности бизнеса. На основе стейкхолдерского подхода целесообразно объединение спектра локальных критериев в блоки: критерии оценки эффективности деятельности бизнеса, критерии оценки взаимоотношений с покупателями, критерии оценки взаимоотношений с бизнес-партнёрами, критерии оценки взаимоотношений с персоналом, критерии оценки взаимоотношений с гражданским обществом. Среди принципов отбора критериев: значимость и полезность для использования, аналитический характер и измеримость.Построен интегральный показатель степени социальной ответственности, позволивший выделить четыре степени социализации бизнеса: низкую, умеренную, заметную и высокую. Для каждой степени социализации определены характерные особенности. В результате исчисления рангов значений предлагаемых критериев построены многоугольники степени социализации регионального бизнеса. Использование данного инструментария позволило провести сравнительный анализ масштабов и специфики реализуемых социальных программ и кластеризацию промышленных предприятий Республики Мордовия по степени социальной ответственности.По результатам исследования опубликовано 6 научных работы, в т. ч. 1 статья в журнале, индексируемом в международной базе данных «Web of Science»; 2 – в изданиях, включенных в перечень ВАК, 1 - в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ, 1 авторская монография, раздел в коллективной монографии, 1 статья в издании, включенном в перечень ВАК, принята к печати. Проект выполнен в соответствии с заявленным на 2020 г. полностью.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 июля 2020 г.

По состоянию на 1 июля 2020 г. проделана следующая работа:

1. Осуществлена разработка авторского методического подхода к построению системы локальных и интегральных индикаторов степени социальной ответственности бизнеса. На основе стейкхолдерского подхода целесообразно объединение локальных критериев в пять блоков: критерии оценки эффективности деятельности бизнеса, критерии оценки взаимоотношений с покупателями, критерии оценки взаимоотношений с бизнес-партнерами, критерии оценки взаимоотношений с персоналом, критерии оценки взаимоотношений с гражданским обществом.

2. Проведен сравнительный анализ масштабов и специфики реализуемых социальных программ и кластеризация промышленных предприятий Республики Мордовия по степени социальной ответственности.

3. Результаты исследований отражены в материалах авторской монографии «Бизнес и власть: новые параметры взаимодействия» (объем 4,5 п.л.), а также в параграфе 1.3 коллективной монографии «Информационно-технологические решения в экономике и управлении» (объем 0,5 п.л.). Кроме этого опубликована статья в издании из базы данных Web of Science и подготовлены две статьи, находящиеся на рассмотрении в редакциях изданий из перечня ВАК.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 апреля 2020 г.

По состоянию на 1 апреля 2020 г. проделана следующая работа:

1. Результаты первого года реализации проекта способствовали обоснованию научной идеи о взаимовыгодном стратегическом партнёрстве на основе стейкхолдерского подхода. Социальная ответственность бизнеса становится стартовой площадкой для плодотворного сотрудничества и взаимодействия властных структур и бизнес-сообщества. В этой связи осуществлена разработка авторского методического подхода к построению системы локальных и интегральных индикаторов степени социальной ответственности бизнеса с учетом требований различных стейкхолдеров. С этих позиций целесообразно объединение всего спектра локальных критериев в пять блоков: критерии оценки эффективности деятельности бизнеса, критерии оценки взаимоотношений с покупателями, критерии оценки взаимоотношений с бизнес-партнерами, критерии оценки взаимоотношений с персоналом, критерии оценки взаимоотношений с гражданским обществом.Для исследования такой многоцелевой и многокритериальной системы, как корпоративная социальная ответственность автором планируется использование разнообразного статистического инструментария, среди которого корреляционно-регрессионный анализ и метод анализа иерархий.

2. Результаты проведенных исследований нашли отражение в статье, опубликованной в материалах международной научно-практической конференции «Наука о данных» (С.-Петербург, 5–7 февраля 2020 г.). Осуществлена подготовка рукописи монографии «Бизнес и власть: новые параметры взаимодействия».

Итоговый отчет (аннотация)

Повышение качества жизни населения становится стержнем экономической политики Российского государства, задает контуры его стратегических решений, обусловливает необходимость перехода к новой модели экономического роста, в основу которой положены условия, ведущие к росту благосостояния населения и развития человеческого потенциала. Выражением социальной деятельности российского правительства становятся национальные проекты и ряд стратегических документов. Однако практика их реализации показала неспособность правительства к самостоятельному эффективному разрешению всего спектра социальных проблем современного общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость обращения к другим силам и институтам общества. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия. Выстраивание эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса является объективной необходимостью. Сказанное выше предопределяет актуальность и важность предлагаемого исследования как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении. Научная новизна предлагаемого проекта заключается в развитии теоретических положений и методологии исследования взаимодействия власти и бизнеса как открытой системы, испытывающей постоянное воздействие внешней среды и реагирующей на нее. Предлагаемая концепция акцентирует внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и диктует необходимость усиления социальной направленности современной экономики.В рамках реализации проекта в 2019 г. были определены основные закономерности и тенденции развития мировой и национальной экономик, выявлены перспективные направления развития на национальном и на региональном уровнях. Проведен статистический анализ дифференциации доходов населения России в 2011 – 2017 гг. для подтверждения неэффективности выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов и отсутствии системного подхода к решению проблем социально-экономического развития, в том числе и в рамках указов Президента России, в подтверждение сформированной гипотезы.Разработана научная концепция взаимовыгодного партнерства власти и бизнес-структур, обеспечивающего сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие региона. Стейкхолдерский подход рассматривается в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. В рамках данной концепции введены в научный оборот измененные трактовки старых понятий, раскрывающие характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса с учетом смены экономической парадигмы; предложена модифицированная система индикаторов для оценки и расширены методы его измерения.По результатам исследования опубликовано 3 научных работы, в т. ч. 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК; 1 – в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. 1 статья в журнале, индексируемом в международной базе данных «Web of Science» принята к печати.

Отчет о проделанной работе по состоянию на 1 сентября 2019 г.

Исходя из фундаментальной научной задачи, на решение которой направлено исследование, и основной цели Проекта – развитие теоретических и методологических аспектов экономического взаимодействия региональной власти и бизнеса в современных условиях, в рамках реализации проекта в 2019 г. были заявлены следующие цели: 1)обосновать научную гипотезу о целесообразности использования стейкхолдерского подхода в качестве теоретико-методологической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития; 2)разработать новую научную концепцию взаимного партнерства заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления; 3)опубликовать по теме исследования 1 статью в журнале, индексируемом в базах данных «Сеть науки» («Web of Science») или «Скопус» («Scopus»); 4)опубликовать по теме исследования 2 статьи в российских рецензируемых научных изданиях. 

Важнейшие результаты, полученные при реализации проекта.

1. На основе проведенного анализа фактологической информации, полученной путем расчетов и/или объединения данных ФСГС, касающихся сведений о выполнении показателей «майских указов» Президента Российской Федерации, динамики индекса Джини и концентрации богатства среди различных доходных групп населения России в 2011-2017 гг., выявлены такие негативные тенденции в сфере уровня жизни, как резкое увеличение разрыва между богатыми и бедными, возрастающая концентрация национального богатства в руках «верхней» части первого дециля – 10% наиболее богатых людей, масштабность бедности и нищеты. При этом приходится констатировать, что далеко не все «майские указы» президента 2012 г., охватывающие значимые сферы социально-экономического развития страны, в итоге были достигнуты. Полученная эмпирическая информация позволяет установить: 1) неэффективность выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов; 2) отсутствие системного подхода к решению проблем социально-экономического развития, в том числе и в рамках указов Президента России. Это обстоятельство заставляет пересмотреть роль бизнеса в решении региональных социально-экономических проблем и степень согласованности действий органов региональной власти и хозяйствующих субъектов. В связи с этим возникает необходимость трансформации системы управления регионом, что актуализирует вопросы развития форм и механизмов взаимодействия органов власти и бизнеса. Таким образом, обозначенные выше противоречия и негативные тенденции в сфере уровня жизни доказывают правомерность научной идеи о согласовании интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития и усиления социальной направленности современной экономики.

2. Изучение, систематизация и обобщение существующих в российской и зарубежной экономической науке различных концептуальных подходов явились основанием предложить научную гипотезу о целесообразности партнерского взаимодействия власти и бизнеса в области решения региональных социально-экономических проблем как единственно возможного и необходимого вида реакции на происходящие в настоящее время изменения. Предложена концепция, акцентирующая внимание на вполне конкретном механизме согласования интересов власти и бизнеса, диктующая необходимость усиления социальной направленности современной экономики. Стейкхолдерский подход рассматривается в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. В целом перспективность предлагаемой концепции для экономической науки и практики видится в сбалансированном экономическом, социальном и экологическом развитии региона. В рамках данной концепции введена в научный оборот измененная трактовка понятия «стратегическое партнерство власти и бизнес-структур», раскрывающая характер их взаимоотношений с учетом смены экономической парадигмы; предложен алгоритм идентификации стейкхолдеров в соответствии с их типологией, предложена модифицированная система индикаторов для оценки и расширены методы его измерения.

3. Опубликовано 3 научных работы, в т. ч. 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК; 1 - в изданиях, включенных в библиографическую базу данных РИНЦ. 4. Статья в журнале, индексируемом в международной базе данных «Web of Science» принята к печати. 

Проект выполнен в соответствии с заявленным на 2019 г. полностью.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 июля 2019 г.

По состоянию на 1 июля 2019 г. проделана следующая работа:

1. Выявлены ключевые перспективные направления социально-экономического развития национального (в том числе регионального) уровня. В качестве источника информации использованы законодательные акты, а также результаты социологических опросов ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ и др.

2. Осуществлена разработка теоретической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов позволил осуществить конкретизацию существующих понятий, раскрывающих характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса. В качестве стратегической перспективы партнёрства власти и бизнеса предложен стейкхолдерских подход.

3.Осуществлены постановка и обоснование оригинальной научной идеи о взаимовыгодном партнерстве заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления. Недостаточная проработанность теоретических аспектов в области взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур, обеспечивающее сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества, способствовали обоснованию научной идеи о взаимовыгодном стратегическом партнёрстве. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является стейкхолдерский подход. Именно этот подход является идеологической базой корпоративной социальной ответственности, как раз ориентированной на устойчивое и сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. 

4. Результаты проведенных исследований нашли отражение в материалах статей, две из которых опубликованы, одна находится на рассмотрении в редакции журнала.

Отчёт о проделанной работе по состоянию на 1 апреля 2019 г.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. проделана следующая работа:

1. Выявлены ключевые перспективные направления социально-экономического развития национального (в том числе регионального) уровня. В качестве источника информации использованы законодательные акты, а также результаты социологических опросов ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ и др.

2. Осуществлена разработка теоретической базы согласования интересов власти и бизнеса в процессах регионального развития. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов позволил осуществить конкретизацию существующих понятий, раскрывающих характер взаимоотношений региональной власти и бизнеса. В качестве стратегической перспективы партнёрства власти и бизнеса предложен стейкхолдерских подход.

3. Результаты проведенных исследований нашли отражение в готовившихся к опубликованию материалах.